Актуальные проблемы современного искусствознания: музыка Австрии — история и современность

Международный научный культурно-просветительский проект «Музыка и социум»
02.11.2018
Договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургской государственной консерваторией
27.11.2018
Показать все

Актуальные проблемы современного искусствознания: музыка Австрии — история и современность

26-29 октября 2018 года в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей проведена XXVIII Российская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного искусствознания: музыка Австрии - история и современность», в рамках мероприятий Года музыки и культурных маршрутов Россия-Австрия 2018 , посвященного 100-летию окончания Первой мировой войны.

На конференцию были приглашены: Долинская Елена Борисовна – заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Москва), Почетный профессор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей; Красникова Татьяна Николаевна – доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных; Ромащук Инна Михайловна – доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московского государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва), а также Ганс-Гельмут Декер-Фойгт (Гамбург, Германия) – доктора арт-терапии, профессора, учредителя и главного редактора журнала («Музыка и Здоровье»), соучредителя Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга и его директора до 2010 г., руководителя диссертационного совета и Центра исследований в области терапии творческим самовыражением Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия), Президента Академии постдипломного обучения музыкальной терапии Фонда Герберта фон Караяна в г. Кёльне, Почетный профессор и Почетный доктор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

В конференции участвовали студенты, аспиранты и преподаватели средних и высших учебных заведений культуры и искусств, учащиеся и преподаватели ДМШ и ДШИ Оренбургской области, а также студенты и преподаватели вузов Оренбурга.

Формат конференции объединил ряд мероприятий: пленарное и секционные заседания, лекции, семинары, мастер-классы, творческие встречи, научные и учебно-методические индивидуальные консультации для аспирантов, студентов и преподавателей.

27 октября в конференц-зале Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской состоялось пленарное заседание.

В приветственном слове заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор, ректор Оренбургского государственного института искусств Б.П. Хавторин, обращаясь к участникам и гостям, отметил, что проведение научно-практических конференций в Оренбургском государственном институте искусств является неотъемлемой и важной аккредитационной составляющей деятельности высших учебных заведений, необходимым условием интенсивного развития аспирантуры, укрепления научно-творческого кадрового потенциала института, а также становится мощным стимулом для молодых ученых, аспирантов, преподавателей в научно-исследовательской работе.

В Оренбургском государственном институте искусств накоплен достаточный опыт проведения научных конференций, которые неизменно проходят на высоком научном и организационном уровне. XXVIII Российская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного искусствознания: музыка Австрии - история и современность» – это возможность рассмотрения вопросов исторических путей развития музыкальной культуры Австрии и ее современной интерпретации, изучения творчества выдающихся композиторов и выявления национально-стилевых особенностей в контексте мировой музыкальной культуры. Проведение конференции будет способствовать укреплению имиджа Оренбургского института искусств, и Оренбуржья в целом, в современном российском научно-педагогическом сообществе.

Б.П. Хавторин поздравил под теплые аплодисменты присутствующих Е.Б. Долинскую с высокой наградой – 13 сентября 2018 г. по решению ученого совета Московской консерватории Елене Борисовне была вручена Большая золотая медаль Н.Г. Рубинштейна с занесением её имени на мраморную доску Почета МГК им. П.И. Чайковского, на которой значатся имена великих русских композиторов – С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и других выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры.

С большим интересом были заслушаны доклады:

«Музыка Австрии как часть мирового социума»

Ганса-Гельмута Декера-Фойгта в синхронном переводе с немецкого языка: Т.Б. Резницкая – кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано и ансамблевой подготовки Оренбургского государственного института искусств;

«Диалог художника и композитора: В. Кандинский и А. Шёнберг»

Долинской Елены Борисовны;

«К истории одного посвящения Арнольду Шёнбергу»

Ромащук Инны Михайловны.

Пленарное заседание провела В.А. Логинова кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории музыки, проректор по научной работе и международным связям Оренбургского государственного института искусств

26 октября в рамках работы Студенческого научного общества состоялся круглый стол, «Музыка Австрии в контексте мировой культуры» под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории музыки Н.Я. Рыбак. В обсуждении вопросов активное участие приняли студенты I-II курсов музыкального факультета.

Вопросы для обсуждения

  • Музыкальная культура Австрии XVIII в.

  • Музыкальный фольклор народов Австрийской империи.

  • Венский оперный театр: история в лицах.

  • Знаменитые венские меценаты.

  • Традиции хорового исполнительства в австрийской культуре.

  • Конвикт в Вене: знаменитые выпускники.

  • «Программные» симфонии Гайдна.

  • Венская оперетта: специфика жанра.

  • Венский вальс как веха австрийской культуры XIX в.

  • Прогулки по памятным адресам музыкальной Вены.

  • Малер-дирижер.

  • Опера «Воццек» как образец экспрессионизма в музыкальном театре.

  • Веберн и минимализм.

  • Моцарт и Вена.

Кроме того, состоялись индивидуальные консультации и лекции для аспирантов: проф. Е.Б. Долинской «Методика написания диссертационного исследования» и проф. И.М. Ромащук «История и теория музыкального искусства».

27 октября состоялась студенческая секция: «Педагогические теории великих композиторов» под руководством кандидата педагогических наук, профессора кафедры педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин, заведующей аспирантурой Оренбургского государственного института искусств А.Г. Гройсман. Были заслушаны доклады студентов музыкального колледжа:

1. Павленко Е. – «Жизнь и творчество Карла Орфа»

2. Ефимов С. – «Принципы Орф-педагогики»

3. Шаймухаметов А. – «Концепция методики «Музыка для детей К. Орфа»

4. Коляда Е. – «Методика развития творческих способностей детей К. Орфа»

5. Морозов Б.  – «Педагогическая деятельность К. Орфа»

6. Ковальчук Я. – «"Шульверк" Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей»

7. Коннова В. – «“Шульверк” К. Орфа и психологическое восприятие музыки детьми»

8. Козлова Е. –   «Формирование педагогических принципов К. Черни»

9. Доброскокин И. – «Личность и творческое наследие К. Черни»

10. Матвеева Н. – «Взгляды Р. Шумана на фортепианное искусство и воспитание музыканта»

11. Шеломихина М. – «Клара Шуман – педагог, редактор»

12. Люлькина А. – «Педагогическое наследие И.С. Баха в профессиональной подготовке музыканта»

13. Бойко А. – «Философско-духовные основы педагогики И.С. Баха»

14. Волынскова А. – «А. Шёнберг. Педагог и теоретик»

15. Фадеев М. – «Бетховен-педагог и его ученики»

16. Мазулина Ю. – «Воспитание вундеркинда на примере педагогической деятельности Леопольда Моцарта».

28 октября под руководством кандидата искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории и теории музыки, проректора по научной работе и международным связям Оренбургского государственного института искусств В.А. Логиновой была организована работа секции аспирантов «Эпоха. Композитор. Творчество»:

1. Путинцева Н.Л. – «Стиль модерн в русской музыке»

2. Алемасцева А.Ю. – «Репертуар театра музыкальной комедии в годы ВОВ»

3. Садыкова О.И. – «Р. Леденев - композитор и пианист»

4. Кузьмина Ю.Л. – «С. Рахманинов-пианист в воспоминаниях современников»

5. Богуславская Е.А. – «Балет К. Молчанова “Макбет”: взаимодействие художественного образа, пластики и музыки»

6. Уксукбаева М.Ж. – «Музыка для детей Д. Кабалевского»

7. Чусовитин М.А. – «Из истории оркестра русских народных инструментов Оренбургского института искусств»

8. Свиридова М.С. – «Музыка М. Броннера для детей»

9. Брейтбург В.В. – «Драматургия мюзиклов Кима Брейтбурга»

10. Гусева Е.В. – «Романсы А. Аренского на стихи современников»

11. Ковтюх Е.В. – «Образ весны в музыкальных прочтениях С. Слонимского»

12. Седова Г.С. — «Фортепианная музыка А. Гречанинова в репертуаре ДМШ»

Комментарии закрыты.