Георгиевская лента
11.05.2021
Социально-правовое здоровье
21.05.2021

27 апреля в 17.00 в Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Крупской состоялась презентация монографии «Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования», автором которой является Альфия Фаритовна Мирошкина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.
Киномузыка – важная сфера творчества Альфреда Шнитке. Композитор работал в кино на протяжении в течение более тридцати лет (1962–1994) и создал в общей сложности около семидесяти киномузыкальных партитур Многие рукописные партитуры музыки к фильмам хранятся в библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, также некоторые их фрагменты можно найти в Музее имени Шнитке («Шнитке-центр»). В них представлены едва ли не все свойственные Шнитке принципы раскрытия художественных образов, работы с музыкальным материалом, в том числе разных эпох и стилей. Подчас обнаруживались и особые жанрово-стилевые решения, которые помогали дополнить творческий портрет мастера.
Известно, что, как и у многих композиторов, у Шнитке было сложное отношение к кинематографу, однако он настойчиво «стучался в закрытую дверь» ещё не созданного нового типа произведений с весьма самостоятельной концепцией и современными средствами музыкального языка. При этом нередко музыка в фильме использовалась весьма экономно. В этом своего рода парадокс киномузыки Шнитке, обладающей глубокой внутренней силой раскрытия образов при подчас скромном объёме материала. Он, этот живой материал, казалось, рождается в самой глубине кинопроизведения, живёт своей внутренней жизнью и выходит на первый план в особо значимые, ключевые моменты не столько внешнего, сколько внутреннего раскрытия образов.
О киномузыке Шнитке шла речь на встрече Мрошкиной А.Ф. с читателями и любителями музыки кино. Подробно и интересно были раскрыты особенности работы композитора в кино, его творческий метод. Был обрисован круг образов, которые интересовали А. Шнитке, акцентировано внимание на сотрудничестве композитора с известными отечественными режиссерами второй половины ХХ века.
Были продемонстрированы отрывки из фильмов с музыкой А. Шнитке, а также прозвучала «Сюита в старинном стиле» в исполнении студентов музыкального колледжа ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей – Екатерины Благодарской (скрипка) и Виктории Гаас (фортепиано).
Кроме того, автор напомнила, что в период 1960 – 1990 годов в сфере кино работали многие известные мастера, в том числе представители старшего
поколения: Д. Шостакович, Г. Свиридов, Б. Чайковский, Т. Хренников, а также современники Шнитке – С. Губайдулина, Э. Денисов, В. Гаврилин, Н. Каретников, Р. Леденев, А. Петров, Р. Щедрин и другие. У многих из них в сфере кинематографии складывалось творческое содружество с крупными режиссерами: А. Петров – Э. Рязанов, Р. Леденёв – Л. Шепитько, Б. Чайковский – Б. Яшин, Б. Чайковский – А. Митта, Н. Каретников – А. Алов и В. Наумов, С. Губайдулина – С. Говорухин, Э. Денисов – В. Георгиев. В совместной работе определялись жанровые наклонения музыки к фильмам, особые свойства раскрытия содержания. Большинство кинопартитур отечественных композиторов ещё предстоит изучить.