Федотовы-Ростроповичи в истории Оренбургского края
(к 95-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича)

В единстве наша сила
03.03.2022
Оренбургский период творчества Александра Алябьева
16.03.2022
 

Семья Федотовых уникальна. Она дала отечественной культуре известные династии музыкантов – Козолуповых, Ростроповичей, Малиновских. Корни её берут свое начало в XIX веке. Архивные материалы того периода свидетельствуют, что основателем семейства был Николай Александрович Федотов (1859-1902гг.; дед М. Ростроповича). Он состоял на службе в различных учебных заведениях города - Втором кадетском корпусе, Женском институте императора Николая I, Киргизской учительской школе. Получив музыкальное образование в Учительской семинарии военного ведомства в Москве, он в 1880 году возвращается на родину, где начинает свою трудовую деятельность в качестве преподавателя пения.

Его супруга Ольга Сергеевна Федотова (1860?-1926гг.) – бабушка М. Ростроповича ) была также музыкантом, пианисткой и некоторое время работала преподавателем музыки в пансионе Первой женской гимназии в Оренбурге. Получив прекрасное образование в Женском институте императора Николая I, она продолжила дело своего мужа и превратила это начинание в семейную традицию. У четы Федотовых было "шестеро детей - Вера, Надежда, Любовь, Софья, Нина и сын Александр. Все они родились в Оренбурге. Трое из них - Вера, Надежда и Софья окончили Московскую консерваторию по классу фортепиано и стали профессиональными музыкантами.

 

 

 

 

Роль и значение О. Федотовой в истории художественной культуры Оренбуржья огромны. Открыв в числе первых Музыкальные классы (1906г.), позднее курсы, она, по сути, явилась основательницей музыкального образования в городе.

С 1917 года Музыкально-педагогические курсы возглавила блестящая пианистка Вера Николаевна Федотова-Малиновская (1885-1955гг.) - старшая дочь Николая и Ольги Федотовых. Музыкальные курсы под её руководством просуществовали более двух лет, вплоть до открытия в городе первой Советской музыкальной школы.

В 1916 году коллектив Музыкально-педагогических курсов пополнился еще одним квалифицированным специалистом. Окончив Московскую консерваторию, возвратилась домой Софья Николаевна Федотова (1890-1971гг.) – пианистка, педагог, одна из дочерей Ольги Сергеевны, впоследствии мать М. Ростроповича.

В начале 20-х годов Софье Николаевне довелось участвовать в концертах в качестве концертмейстера с гастролировавшим тогда в Оренбурге виолончелистом Леопольдом Витольдовичем Ростроповичем (1892-1942гг.) - будущим её супругом. Сценический роман Софьи Николаевны и Леопольда Витольдовича увенчался бракосочетанием. В Оренбурге они прожили полтора года, работая в качестве преподавателей Советской музыкальной школы. Итогом их творческой деятельности явились два прощальных концерта перед отъездом в Саратов, куда их пригласили на работу в консерваторию.

Уезжая из Оренбурга Л. Ростропович вряд ли думал о том, что через 18 лет судьба снова свяжет его с этим городом. В Саратове у четы Ростроповичей 23 июня 1925 года родилась дочь Вероника, а в Баку 27 марта 1927 года появился на свет Слава

 

 
 

 

В годы Великой Отечественной войны из семьи Федотовых в Чкалове жили только Ростроповичи . Эвакуированные из Москвы, они поселились в доме близкого им человека Елены Адольфовны Лонткевич –крестной матери Вероники и Славы по адресу ул.Зиминская, д.25. Леопольду Витольдовичу и Софье Николаевне предложили работу в музыкальном училище и школе. Мстислав был определен туда же студентом в класс к своему отцу.

Несмотря на слабое здоровье Л.Ростропович был вынужден подрабатывать, играя на различных площадках города. Вместе со своими коллегами по Чкаловскому музыкальному училищу скрипачкой Э.Гиттер и концертмейстером С.Вакман, Л.Ростропович создал ансамбль, выступавший перед сеансами в кинотеатре «Молот». Иногда Леопольда Витольдовича в концертах подменял его сын Мстислав.

Весной 1942 года здоровье Леопольда Витольдовича начало сдавать, и 15-летний Мстислав Ростропович вынужден был замещать отца в музыкальном училище. Из выписки приказа №154 от 18 апреля 1942 года: "В связи с длительным тяжёлым заболеванием педагога по классу виолончели заслуженного артиста РСФСР Леопольда Витольдовича Ростроповича зачислить на временную работу педагогом музыкальной школы и музыкального училища ученика пятого курса музыкального училища С. Ростроповича.

Л.В. Ростропович умер 31 июля 1942 года от сердечного приступа, завещая жене и детям: "Виолончель и рояль не продавать, а Славе учиться у Семёна Козолупова". Спустя полвека на пресс-конференции в Оренбурге М. Ростропович вспоминал: "Когда у меня умер отец, я написал в тетради: "Приказ №1. Немедленно начать заниматься виолончелью не менее трёх часов в день. Главнокомандующий М. Ростропович".

Летом 1943 года семья Ростроповичей переезжает в Москву. Тогда Мстислав Ростропович вряд ли мог предположить, что разлука с городом своей юности окажется крайне долгой.

В Оренбург Мстислав Ростропович приезжает в октябре 1993 года. «Это была моя мечта всю жизнь - приехать в Оренбург на могилу отца, посмотреть на кинотеатр "Молот", где он играл... Для меня Оренбург - великий город, город становления, первой любви... А я был мальчишкой тогда... Играл концерты везде - в Чкаловском авиационном училище, шефские - в госпиталях. В общем-то, жизнь моя началась в Оренбурге».

 

 

В 1996 году с целью увековечения фамилии Ростроповичей в Оренбуржье педагогический коллектив музыкального училища обратился к Мстиславу Леопольдовичу с просьбой дать согласие на присвоение учебному заведению, в котором он учился и работал, имени его и его отца. Спустя год время внесло свои коррективы в судьбу музыкального училища: оно было преобразовано в Оренбургский государственный институт искусств, которому решением Законодательного Собрания области на правах правопреемника, было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Эти важные события произошли через 90 лет после открытия в Оренбурге музыкальных классов Ольги Сергеевны Федотовой. Присвоение имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей явилось наглядным примером преемственности музыкальных традиций федотовской семьи. Вошедшие в структуру института музыкальная школа и музыкальный колледж вместе с вузовским звеном образовали трёхступенчатую систему подготовки профессиональных кадров в городе и области, основа которой была заложена ещё в начале века.

 

 

В марте 1999 года в концертном зале института искусств М.Ростропович провел мастер-класс, работая со студентами разных специальностей. Спустя 57 лет маэстро вернулся в родное учебное заведение, что бы передать свои знания и опыт новому поколению.

 

 

Начало XXI века в истории отношений выдающегося музыканта и Оренбуржья было отмечено рядом важных событий общественного и личного характера: 75-летний юбилей, 50-летие супружеской жизни. В 2003 году, давая очередной мастер-класс в институте, М.Ростропович подарил учебному заведению уникальную скрипку (модель А.Страдивари «Крейцер» - 1727г.) итальянского мастера Леонидаса Рафаэлиано.

В 2007 году Мстислава Ростроповича не стало. Его скоротечный уход из жизни нарушил многие совместные планы. За год до смерти он обещал приехать в Оренбург на 10-летний юбилей института искусств, пошутив как всегда «Мы обязательно встретимся, здесь или на небесах». Но этому уже не суждено было случиться. Спустя годы, осмысливая творчество

М. Ростроповича, стало ясно, что с его уходом закончилась эпоха великих музыкантов, как в России, так и на Западе. И очень важно чтить память этого великого артиста, одного из самых выдающихся оренбуржцев ХХ столетия.

Полная версия скачать в pdf

Б. Хавторин