Профилактика гриппа
20.12.2022
Мы чтим своих Героев…
28.12.2022
9 декабря состоялась XI студенческая научно-практическая конференция из цикла «Музыка и время», посвященная 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой и претворению ее творчества в музыкальных произведениях ХХ и ХХI веков. Подобные конференции стали традиционными для Оренбургского государственного института искусств и являются частью учебного процесса. Организаторы – ПЦК «Теория музыки» и кафедра истории и теории музыки ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Доклады подготовлены под научным руководством заведующей ПЦК «Теория музыки» музыкального колледжа, старшим преподавателем кафедры истории и теории музыки ОГИИ, лауреат премии Правительства Оренбургской области «Преподаватель года в сфере культуры и искусства» Е.А. Козовчинской и кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры истории и теории музыки ОГИИ А.Ф. Мирошкиной.
Среди выступающих – студенты музыкального факультета. Каждый из них попытался раскрыть художественный мир поэтессы, воплощенный композиторами, в первую очередь, в произведениях для голоса.
Так, Виолетта Зыкова (студентка IV курса музыкального факультета), Екатерина Иванова рассказали о песнях из известных кинофильмов отечественных режиссеров: «Ирония судьбы», «О бедном гусаре замолвите слово», «Долгое прощание». В исполнении Ирины Павловой и Виктории Кавериной (студентки III и IV курса музыкального колледжа) прозвучали популярные всем песни «Мне нравится, что я больна не вами…» и «Хочу и у зеркала, где муть…» (музыка М. Таривердиева). Говорили и об эстадных песнях, некоторые из которых стали символом своей эпохи, как например, Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А. Пугачевой.
Круг образов Марины Цветаевой многогранен и поражает разнообразной палитрой чувств, которое позволяет каждый раз находить в ее произведениях всё новые смыслы. Именно это качество привлекло крупного композитора-симфониста Дмитрия Шостаковича, который написал «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» для меццо-сопрано и фортепиано. Именно об особой – тревожной, сумрачно-томящей – трактовке композитором стихов поэтессы подготовила выступление Сеселкина Александра, (студентка IV курса музыкального факультета).
Иного плана музыкальное претворение стихов Цветаевой композитором из Саратова второй половины ХХ века Елены Гохман.
Ксения Резникова (студентка IV курса музыкального факультета) обратилась к вокальному циклу «Бессоница», в котором отражаются характерные черты творчества, свойственные и Цветаевой, и Гохман: это предельная эмоциональная наполненность, взволнованность и трепетность чувств, раскрываемых в очень широком спектре градаций и нюансов. В цикле заостряется тема неразделенной, несчастной любви женщины, ее страданий, тем самым продолжая традиции русской музыки XIX века.
На конференции присутствовали студенты разных направлений подготовки ОГИИ и обсуждаемая тема вызвала интерес у слушателей, освежила в памяти строки любимых стихотворений Марины Цветаевой.
В целом, студенческие научно-практические конференции становятся важным звеном в воспитании профессиональных музыкантов, умеющих воспринимать музыку, понимать её, интерпретировать, а также способных рассказать о ней.